Почитать...
Экстремальная философия как путь прозренияИсточник: http://kovalevsky.tomsk.ru/content/view/10/13/Мы сидим недалеко от границы между Тибетом и Непалом в сумраке, создаваемом отвесными стенами одного из глубочайших каньонов скального массива Главного Гималайского Хребта. До вершин окружающих гор не менее полутора километров. Очередной день первопрохождения приграничного Аруна закончился, как и вчера – ощущением абсолютной нереальности происходящего. Сложность препятствий не перестает быть шокирующей. Наш двухместный катамаран «Арун», созданный гением Кулика, едва составляет равновеликую компоненту силе реки. Еще большее сомнение вызывает уровень готовности непрошенных друзей реки - нашей небольшой сплавной команды сибирских экстремальных рафтеров, усиленной непальским проводником. Мои спутники спят. Пытаюсь пробиться взглядом сквозь темноту Гималайского воздуха и почувствовать мощь нависающих над каньоном и над нами вершин, питающих своей силой реку. Возможно, это облегчит понимание души необузданной реки, чьи истоки оплетают северные и северо-западные склоны Эвереста и Макалу. Созерцание едва заметных очертаний Гималайских вершин вводит меня в привычное состояние транса. Движение ревущей реки сливается со стремительностью жизненного ритма, и они становятся единым целым. Приходит осознание пути по реке как основного пути по жизни. Чтобы научиться проходить жизнь, мы выбираем модель, близкую нашим мироощущениям. Если модель избрана верно, то эта модель становится самой жизнью. Снова задумываюсь о том - правильно ли определена модель и образ моей жизни, который я охарактеризовал как «Путь Человека Реки», основой которого являются понятия «Жизнь это Река», «Река это Жизнь». Чтобы научиться правильно проходить Жизнь, нужно научиться правильно проходить Реку. Вновь и вновь находится подтверждение ощущению совпадения сути этих разных, на первый взгляд, понятий. Безостановочно бегущая Река, особенно при прохождении критических препятствий, также как и Жизнь, не позволяет точно повторить ситуацию и требует решения «здесь» и «сейчас». Мы имеем возможность выходить из реки на берег, также как в жизни мы иногда останавливаемся, реализуя возможности созерцания и анализа. После паузы мы возвращаемся в реальный мир и снова движемся, частично используя опыт, систематизированный в покое. Также как в жизни, попыткой повторения мы не способны вернуть и исправить то, что было. Мы можем только заново получить всплеск эмоций, сменить их окраску, пережить полет пылающих страстей, горечь стратегических неудач. Но, возвращаясь, мы не идем вперед! Жизнь это всегда первопрохождение! Первопрохождение Реки дает опыт движения с чистого листа, также как и Жизнь формирует неповторяемую Личность, каждое качество которой уникально. Первопрохождение Реки фактически моделирует процесс Жизни и развивающейся Личности. Понимание многих вещей происходит по мере их возникновения, в процессе их освоения, а иногда и созидания. Командный разум при разногласиях и отличиях в восприятии отдельных членов Команды диктует необходимость вновь и вновь обносить сплавсредство по берегу за трудноклассифицируемые препятствия запредельной сложности. Расплата за риск может быть слишком велика. Основной тезис экстремального спортсмена, который я давно взял на вооружение при командной работе, не забывается - «лучше пере-, чем недо-» (лучше перестраховаться, чем блеснуть смелостью, а потом всю жизнь мучиться или не иметь жизни совсем). Ответственность за выживание команды побуждало меня уже дважды поставить вопрос о возможности отказа от прохождения, но все настроены жить и побеждать. Опыт непрошенных друзей Аруна позволяет продолжить фантастическое единоборство с живым организмом абсолютно дикой Реки. Мы должны научиться понимать ее, а Река должна захотеть понимать нас. Только в этом случае мы будем иметь надежду на успех. Но Река ведущая, а мы ведомые, Река повелевает, а мы служим ей, добывая честь и славу, получая возможность ощутить истинность собственной жизни, ее смысл. Чтобы добиться паритета при абсолютном неравенстве сил, нужно суметь реализовать своё превосходство в воле. Нужно раскрыть способность не противостоять силе Реки, а использовать её для создания единства с ней. Нужно стать частью того, что нам угрожает. Только в единоборстве, а не в борьбе, в умении объективно оценить превосходство партнера и использовать его, можно создать равенство партнеров, где Река обладает силой внешней, а Человек не уступает ей в силе внутренней. Все же есть пределы, которые мы либо осознаем разумом, отталкиваясь от приобретенного опыта, либо понимаем интуитивно. Пределы, когда уровень подготовки команды перестает соответствовать спортивной сложности препятствий в сочетании с полной автономностью группы на реке, с режимом абсолютного первопрохождения, с неприступностью стен каньона, с невозможностью страховки и отсутствием береговой поддержки, с враждебностью территории, контролируемой повстанцами. Пределы, когда нервная система не выдерживает эмоциональной нагрузки, и страх заставляет нас отказываться от прохождения очередного локального участка. Исповедуя путешествие по Реке как путешествие по Жизни, мы пытаемся пройти по Реке Жизни максимально эффективно, без сожалений за недостаточность приложенных к самореализации усилий. Но при первопрохождении на Реке условия зачастую гораздо более жесткие, чем в Жизни. Бывают ситуации, при которых мы работаем на острие бритвы, полагаясь на провидение. Мы отрываемся от спасительного берега как основного гаранта жизни, иногда приближаемся к роковой черте и лишь невидимая «серебряная нить» возвращает нас обратно. Возможно, в таком режиме формируется понимание извечного противостояния или единства жизни и смерти, оптимизируется процесс поиска истины. Приобщение к этим значимым для планеты Земля важнейшим святыням, возможно, и определяет ценность нашей жизни, наполняет смыслом принятые соотношения «Жизнь это Река», «Река это Жизнь». Евгений Ковалевский, экстремальный путешественник, руководитель экспедиции «Томск-Кузбасс-Непал 2004» |